«Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Есіл қаласының № 2 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 2 города Есиль отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

05.02.2018

 

 

Открытый урок на тему:

«Корень слова. Родственные слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Токарева А.А.

Тема урока:

Корень слова. Родственные слова.

Цели

обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.3.1 прогнозировать содержание информации на основе заголовка

и опорных слов

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова,

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове

и подбирать однокоренные слова

Развитие

навыков:

1.3 Прогнозирование содержания информации

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.8 Соблюдение

грамматических норм

Критерии успеха (Предполагаемый

результат):

Все учащиеся смогут:

Узнать о корне слова.

Узнать о родственных словах.

Большинство учащихся

смогут:

Высказать своё мнение по теме.

Сравнивать значения слов.

Находить и записывать родственные слова.

Подбирать родственные слова к данным.

Обозначать корень в родственных словах.

Записать текст, вставляя пропущенные слова.

Придумать родственные слова, используя корень.

Объяснить смысл пословицы.

Некоторые учащиеся смогут:

Задать вопросы по тексту с опорой на ключевые слова.

Рассказать об обязанностях дежурных в

классе.

Языковая

цель

Основные термины и

словосочетания:

Состав слова, части слова, корень, родственные слова, пословица,

рассказ,

вопрос, ключевые слова, стихотворение, рассказ,

словообразовательный

словарь, предложение, словосочетание, упражнение, ответ.

Используемый язык для

диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Какие

обязанности есть у дежурных в твоем классе?

Привитие

ценностей

Ценности,

основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и

гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество;

открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

– литература

– самопознание

– трудовое обучение

Навыки

использования ИКТ

На

данном уроке учащиеся  не используют

ИКТ

Предварительные

знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные

буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах

собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов,

ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се- редине слов,

твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ,

рщ, щн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова,

окончание.

Ход

урока

Этапы урока, t

Запланированная

деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

0-4

Создание положительного эмоционального

настроя

Делу – время, потехе – час.

Послушайте мой рассказ.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я

возьмусь!

 

 

 

 

 

5-10 мин

Актуализация знаний. Целеполагание.

 

Цель:

ввод ситуации для открытия и постановки целей

урока.

– Вы

знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я

приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок

… (тигрёнок). А у

тигрёнка была мама …. (тигрица).

Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две семьи: в одной

живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?

– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык …

(какой? чей?) тигриный.

Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень,

который за свой цвет тоже называют тигровый.

Слова, как звери и люди, живут  семьями.  Прочитайте всю семью

слов, где главное слово тигр.

А почему оно главное?

(Слово

тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова  можно

объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица –

тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула –

полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)

– У

слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня –

слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем,

то есть однокоренные.

Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью

одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках.

Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же

назовём слово ТИГР?

(Корень

слова.)

Графически  выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель

показывает).

Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами

слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень.

(Ответы

детей.)

Проверьте свои выводы, прочитав правило в учебнике на с. 9.

 

Постановка

задач:

– Что такое корень слова?

– Какие слова называются родственными?

– Как найти корень слова?

– Как обозначается корень в слове?

 

 

Критерии успеха

Учащиеся

с помощью учителя формулируют тему урока.

 

Середина

урока

11-20 мин

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания

темы.

Работа по учебнику.

(К, И) Минутка

чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины

и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Уу

Повторять

да учить – ум точить.

Работа с пословицей по

плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему

учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить

данную пословицу.

(К, И) Упр. 1.

Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре

Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают

своё мнение.

(К) Проведи сравнение. Упр.

2.

Ученики сравнивают значения слов в столбиках, находят

столбик с родственными словами, записывают их, с помощью учителя

или самостоятельно подбирают родственные слова к словам «мама, дедушка,

тетя», обозначают корень слов.

(К, И) Работа с правилом

стр. 9

(Г) Исследовательская

работа.

Упр. 3.

Организуется работа в группах. Учащиеся списывают однокоренные

слова, обозначают в них корень и подбирают свои примеры однокоренных слов.

(П) Используя полоску, бумаги ученики проводят опыт по

исследованию частей слова, делают вывод и объясняют,

почему в слове

обязательно должен быть корень.

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22 мин

(Д, К) Пальчиковая

физминутка.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед,

сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

О. Гуреева

 

23-26 мин

 

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических

заданий.

Работа по учебнику.

(К, И) Упр. 4.

Учащиеся читают название текста «Дежурство по

классу» и прогнозируют содержание информации на основе заголовка.

Под руководством учителя ученики знакомятся с рассказом «Дежурство по классу»

и проверяют свои предположения, рассматривают иллюстрации в учебнике,

списывают текст, вставляя пропущенные слова. Учащиеся находят в

рассказе родственные слова, обозначают в них корень и подбирают

однокоренные слова.

(П) Ученики формулируют вопросы к тексту с опорой на

ключевые слова: дежурят, пришли, полил, вытер, раздала,

проветрила; составляют рассказ об обязанностях дежурных в своем

классе.

(К, И) Упр. 5.

Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения

Е. Измайлова; рассматривают картинку к стихотворению;

списывают родственные слова, обозначают в них корень.

(К, И) Работа со

словообразовательным словарем.

Учащиеся знакомятся со словообразовательным словарем,

читают информацию в учебнике о словарях; подбирают слова с корнем

– чист.

Учебник

 

27-28 мин

(Д, К) Динамическая пауза.

 

29-35 мин

Работа по теме урока

Цель: выполнение

практических заданий.

Работа по учебнику.

(Г) Игра «Волшебный лес»

Упр. 6.

Учитель проводит соревнование между группами учащихся.

Предлагается составить и записать родственные слова с

предложенными корнями.

(П) Учащиеся знакомятся с пословицей о корне; выясняют

смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит; самостоятельно

списывают в тетрадь. Проводят взаимопроверку.

(К) Игра «Ассоциации».

 

Учебник

 

 

 

 

 

Дидактический

материал для работы в группе

ах.

Критерии успеха

Дети называют свои ассоциации со словом «корень». Организуется

обсуждение.

 

Конец

урока

36-37

мин

 

(Д, К) Физминутка для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Н. Сакаева

 

38-40

Работа в тетради «Что я

знаю и умею».

Цель: оценка уровня

усвоения навыка по теме.

Итог урока. Рефлексия.

Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению,

называются … Общая часть родственных слов называется …

В корне

заключено главное значение всех … слов.

Тетрадь

Дифференциация

 

Оценивание

 

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дети с высоким уровнем

мотивации создают визитки и вместе с учителем помогают ученикам с низкой

мотивацией

Формативное оценивание.

-   

Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

-   

Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

-   

Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на

уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю

и умею»).

Динамическая

пауза.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и

в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты вновь уселись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ  урока

Тема

урока: Корень слова.

Родственные слова.

Цели

обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

 

2.1.3.1

прогнозировать содержание информации на основе заголовка и опорных слов

2.2.3.1

формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по

содержанию прочитанного

2.3.8.2 определять значимые

части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова

При разработке данного урока мною учитывались возрастные

особенности детей, изучающих русский язык в казахской школе.

Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Цель организационного момента – психологически и

эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был

кратковременным. Класс и оборудование подготовлены к уроку. С самого начала

создана доброжелательная обстановка. Повторение проходило при помощи приема

«Горячий стул» , вопросы были направлены на изученные ранее темы. Также были

проведены игры «Ассоциация», «Волшебный лес».

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы:

  • репродуктивный – формирование умений и
  • навыков через систему упражнений;
  • стимулирование
  • интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;
  • частично
  • - поисковый – “открытие”; метод организации
  • учебно-познавательной деятельности(словесный, частично-поисковый,
  • проблемный, беседа);

Выбор данных методов создаёт условия для активной мыслительной

деятельности. На этапе изучения нового материала мной была выдвинута проблема,

над которой обучающиеся работали, в результате чего ими были определены

категории рода существительных и приведены примеры.

Выполнялись дидактические принципы: научности,

последовательности, наглядности, доступности, системности.

На протяжении всего урока мы не только учились, но и формировали

универсальные учебные действия (умение планировать деятельность,

рефлексировать, работать в темпе; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

умение работать с источниками информации), готовились к способности заниматься

самообразованием.

Высокая работоспособность обучающихся поддерживалась благодаря разнообразию

видов деятельности, доброжелательной обстановке, эмоциональному настрою. Дети

работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и

воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

В итоге основные поставленные задачи урока были решены.

 

 

 

 

 

       

                                                          

          

        

                                                                

Просмотров: 540


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст