Открытый урок на тему:
«Корень слова. Родственные слова»
Подготовила:
Токарева А.А.
Тема урока: |
Корень слова. Родственные слова. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||||
2.1.3.1 прогнозировать содержание информации на основе заголовка и опорных слов 2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного 2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова | ||||||
Развитие навыков: |
1.3 Прогнозирование содержания информации 2.3 Формулирование вопросов и ответов 3.8 Соблюдение грамматических норм | |||||
Критерии успеха (Предполагаемый результат): |
Все учащиеся смогут: Узнать о корне слова. Узнать о родственных словах. Большинство учащихся смогут: Высказать своё мнение по теме. Сравнивать значения слов. Находить и записывать родственные слова. Подбирать родственные слова к данным. Обозначать корень в родственных словах. Записать текст, вставляя пропущенные слова. Придумать родственные слова, используя корень. Объяснить смысл пословицы. Некоторые учащиеся смогут: Задать вопросы по тексту с опорой на ключевые слова. Рассказать об обязанностях дежурных в классе. | |||||
Языковая цель |
Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, корень, родственные слова, пословица, рассказ, вопрос, ключевые слова, стихотворение, рассказ, словообразовательный словарь, предложение, словосочетание, упражнение, ответ. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопрос для обсуждения: Какие обязанности есть у дежурных в твоем классе? | |||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||||
Межпредметные связи |
– литература – самопознание – трудовое обучение | |||||
Навыки использования ИКТ |
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ | |||||
Предварительные знания |
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се- редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, щн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока, t |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы | ||||
Начало урока 0-4 |
Создание положительного эмоционального настроя Делу – время, потехе – час. Послушайте мой рассказ. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! |
| ||||
5-10 мин |
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. – Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова? – В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый. – Слова, как звери и люди, живут семьями. Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное? (Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.) – У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные. Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР? (Корень слова.) – Графически выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает). Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень. (Ответы детей.) – Проверьте свои выводы, прочитав правило в учебнике на с. 9.
Постановка задач: – Что такое корень слова? – Какие слова называются родственными? – Как найти корень слова? – Как обозначается корень в слове?
|
| ||||
Критерии успеха |
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. |
| ||||
Середина урока 11-20 мин |
Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Работа по учебнику. (К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений. Уу Повторять да учить – ум точить. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. (К, И) Упр. 1. Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают своё мнение. (К) Проведи сравнение. Упр. 2. Ученики сравнивают значения слов в столбиках, находят столбик с родственными словами, записывают их, с помощью учителя или самостоятельно подбирают родственные слова к словам «мама, дедушка, тетя», обозначают корень слов. (К, И) Работа с правилом стр. 9 (Г) Исследовательская работа. Упр. 3. Организуется работа в группах. Учащиеся списывают однокоренные слова, обозначают в них корень и подбирают свои примеры однокоренных слов. (П) Используя полоску, бумаги ученики проводят опыт по исследованию частей слова, делают вывод и объясняют, почему в слове обязательно должен быть корень. |
Учебник
| ||||
21-22 мин |
(Д, К) Пальчиковая физминутка. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) О. Гуреева |
| ||||
23-26 мин
|
Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. Работа по учебнику. (К, И) Упр. 4. Учащиеся читают название текста «Дежурство по классу» и прогнозируют содержание информации на основе заголовка. Под руководством учителя ученики знакомятся с рассказом «Дежурство по классу» и проверяют свои предположения, рассматривают иллюстрации в учебнике, списывают текст, вставляя пропущенные слова. Учащиеся находят в рассказе родственные слова, обозначают в них корень и подбирают однокоренные слова. (П) Ученики формулируют вопросы к тексту с опорой на ключевые слова: дежурят, пришли, полил, вытер, раздала, проветрила; составляют рассказ об обязанностях дежурных в своем классе. (К, И) Упр. 5. Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения Е. Измайлова; рассматривают картинку к стихотворению; списывают родственные слова, обозначают в них корень. (К, И) Работа со словообразовательным словарем. Учащиеся знакомятся со словообразовательным словарем, читают информацию в учебнике о словарях; подбирают слова с корнем – чист. |
Учебник
| ||||
27-28 мин |
(Д, К) Динамическая пауза. |
| ||||
29-35 мин |
Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. Работа по учебнику. (Г) Игра «Волшебный лес» Упр. 6. Учитель проводит соревнование между группами учащихся. Предлагается составить и записать родственные слова с предложенными корнями. (П) Учащиеся знакомятся с пословицей о корне; выясняют смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит; самостоятельно списывают в тетрадь. Проводят взаимопроверку. (К) Игра «Ассоциации».
|
Учебник
Дидактический материал для работы в группе ах. | ||||
Критерии успеха |
Дети называют свои ассоциации со словом «корень». Организуется обсуждение. |
| ||||
Конец урока 36-37 мин
|
(Д, К) Физминутка для глаз. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить Эти легкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно, Ну а дальше – будь здоров! Н. Сакаева |
| ||||
38-40 |
Работа в тетради «Что я знаю и умею». Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. Итог урока. Рефлексия. Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются … Общая часть родственных слов называется … В корне заключено главное значение всех … слов. |
Тетрадь | ||||
Дифференциация
|
Оценивание
|
Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||
Дети с высоким уровнем мотивации создают визитки и вместе с учителем помогают ученикам с низкой мотивацией |
Формативное оценивание. - Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». - Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. - Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). |
Динамическая пауза. Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты вновь уселись.
| ||||
Самоанализ урока
Тема
урока: Корень слова.
Родственные слова.
Цели
обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.3.1
прогнозировать содержание информации на основе заголовка и опорных слов
2.2.3.1
формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного
2.3.8.2 определять значимые
части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова
При разработке данного урока мною учитывались возрастные
особенности детей, изучающих русский язык в казахской школе.
Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Цель организационного момента – психологически и
эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был
кратковременным. Класс и оборудование подготовлены к уроку. С самого начала
создана доброжелательная обстановка. Повторение проходило при помощи приема
«Горячий стул» , вопросы были направлены на изученные ранее темы. Также были
проведены игры «Ассоциация», «Волшебный лес».
В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы:
Выбор данных методов создаёт условия для активной мыслительной
деятельности. На этапе изучения нового материала мной была выдвинута проблема,
над которой обучающиеся работали, в результате чего ими были определены
категории рода существительных и приведены примеры.
Выполнялись дидактические принципы: научности,
последовательности, наглядности, доступности, системности.
На протяжении всего урока мы не только учились, но и формировали
универсальные учебные действия (умение планировать деятельность,
рефлексировать, работать в темпе; умение анализировать, сравнивать, обобщать;
умение работать с источниками информации), готовились к способности заниматься
самообразованием.
Высокая работоспособность обучающихся поддерживалась благодаря разнообразию
видов деятельности, доброжелательной обстановке, эмоциональному настрою. Дети
работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и
воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
В итоге основные поставленные задачи урока были решены.