 
                                
            | 
 | Урок 33 класс 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Тема: | Хозяйство и быт саков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ссылки: | Календарный план, учебник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Цель урока: | дать представление учащимся о жизни и быте саков. Задачи: Создать условия для усвоения знаний учащихся о хозяйстве и быте сакских племен; Создать условие для отработки навыков работы по карте, для развития творческого потенциала, развивать умения обобщать и анализировать материал; Создать условия для воспитания патриотизма. 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Результат обучения: | умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Тип урока: | Объяснение новой темы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ход урока | 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Орг.момент | Проверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Жокей и лошадь», а также делятся на группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деятельность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проверка домашней работы. 
 | С помощью игры «Карта бита» проводит проверку домашней работы. 
 Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях 1. вариант 1. Что означает слово сак по сведениям персов (великие мужи) 2. Описать саков- тиграхауда-терр, особенность(Жетысу, ср теч Сырдрарьи, современ Ташкент) 3. Каким образом проходило собрание у саков 2 вариант 1. Как саков называл Геродот (массагеты) 2. Описать саков- парадарайя-терр, особенность(Приаралье, Сырдарья) 3. В чем особенность сакского общества Стратегия «Кубик». Учащиеся бросают кубик, выпавшая грань определяет номер вопроса. Вопросы: 1. Какие источники повествуют о жизни саков? Клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов. 2. Как греки называли жителей Степи? Азиатские скифы. 3. Древнегреческий историк, «отец истории», писавший о саках? Геродот. 4. Как Геродот называл саков? Массагеты. 5. Кто управлял сакским племенем? Вождь. 6. Что Ктесий писал о сакских женщинах? Сильные, участвуют в битвах, наравне с мужьями. 
 1. На какие группы делились сакские племена? Тиграхауда, парадарайя, хаумаварга. 2. Какие племена населяли земли северо-восточнее Арала? Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты. 3. Какую роль выполнял вождь в сакском племени? Руководил, решал споры, регулировал отношения внутри рода, вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. 4. Из каких групп состояло сакское общество? Воины, жрецы. Скотоводы-земледельцы. 5. Какую одежду носили воины, жрецы, общинники? Красную, белую, желтую или синюю. 6. Как доказать что у саков существовало социальное неравенство? По захоронениям. …………………….. 1. Какие вопросы решались на народном собрании у саков? Выбирали вождей племен. 2. Какую роль выполнял старейшина рода? Возглавлял перекочевку. ……………………………………………………………….. 
 | Учащиеся записывают словарный диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Открытие новых знаний | 1. Составление постера Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, наиболее приспособленные для дальних кочевок. Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища – землянки и полуземлянки. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор. Третий вид скотоводства – оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, где имелись естественные водные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земледелие, а в стадах было много крупного рогатого скота. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Первый – низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и второй – рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знатным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в «потусторонний мир». Важную роль в скотоводстве играло овцеводство. Бараны давали мясо, шерсть и шкуры. Были распространены крупные животные, близкие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебенёвке, довольствовались скудными пастбищами, быстро набирали вес. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могли круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода. У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с земледелием. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса — деревянные. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля. 
 | Учащиеся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Освоение темы | Разделившись на группы, учащиеся, работая с учебником, заполняют схемы: 1 группа: 
 
 
 
 
 
 
    (для чего выращивали) 
 
 
    (как использовали) 
 2 группа: 
 
 
 
    (какой образ жизни?) 
 (выращивали) (на какой территории?) 
 Анализ заполнения. Выступление спикеров. Мозговая атака. Работая в группах, учащиеся получают картинки по теме «Саки» (прилаг.) Посмотрите на картинки и скажите, какие виды ремесел преобладали у саков? Чем они занимали? (ответы учащихся) 
 Учащиеся получают картинки и темы работы, используя которые необходимо оформить коллаж. 1 группа: ювелирное искусство, обработка кости; 2 группа: ювелирное искусство, ювелирное искусство с использованием драгоценных камней. 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Закрепление урока «Две звезды – одно пожелание» | К    А    З    А    Х    С    Т    А    Н  1. Эти древние племена, которые в первом тысячелетие до н.э. проживали на территории Центральной Азии и Казахстана и   Восточного Туркестана. «Саки»  2. Они нужны были саком для перевозки с места   на места так же как и верблюды. «Лошадь»    3. Это стиль присущи саком. «Звериный».  4. Она была 2-х, 6-ти колесной для перевозки   груза. «Арба».    5. Казахский ученый. «Валиханов».    6. Как называют саков в Европе? «Скифы»    7. Царица саков. «Томирис»  8. Они изготовляли этот напиток под названием   … «Хаома».    9. Они были предками саков. «Гунны». Д1. Работа с рисунком. 1. Керамическая   посуда.    2. Скульптура оленя.    Прочитать хозяйство и быт саков.     
 | Учащиеся составляют сложные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Игровая работа | Лови ошибку». 
 Индивидуально. Учащиеся получают карточки с заданием. Читают, ищут ошибки. Устно. 1. Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие. скотоводство 2. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках. Зиму на зимовках - кыстау, лето на летовках – жайляу. 3. Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней. Вместо свиней - Верблюдов 4. Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей. Верно 5. Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей. Юрты, деревянные жилища покрытые кошмами. 6. Саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом. А также ювелирным искусством, обработкой кости и железа. 7. Лошади были хорошо приспособлены в жаре и холоду и тяжелым условиям пустыни. Верблюды 8. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты. Продукты: молоко скота. 9. Главное значение у саков имело развитие коневодства и КРС. Овцеводство. 10. Римский историк Геродот описывал жизнь саков. Греческий. Решение тестовых заданий: 1. Проведите соответствие: 1.Саки-парадарайя а) средняя часть реки Сырдарьи, Тянь-Шань, Жетысу 2.Саки-тиграхау б)восточная часть Приаралья, низовья Сырдарьи, Амударьи 3.Саки-хаумаварга в) по берегам рек Амударьи и Мургаб 2. Ответьте на вопросы тестов: 1) Почему саки занимались кочевым скотоводством а) другого не умели б) следовали за скотом в поисках богатых пастбищ в) не было постоянных жилищ 2) Кто сказал о саках : «каждый сак живет под деревом» а) Геродот б) Птолемей в) Киндский 3) В жизни саков особое значение имели: а) лошади б) коровы в) свиньи 4) Из молока верблюдов делали: а) кумыс б) айран в) шубат 5) Вместе с вождем хоронили: а) коня б) близких родственников в) слуг 6) Возле города Талгар близ Алматы жили племена , которые занимались: а) скотоводством б) земледелием в) ремеслом 7) Некоторые поселения превращались: а) большие города б) центры торговли в) малые города. 
 
 | Учащиеся составляют сложные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Развитие речи | Чтение и пересказ Словарная работа: мемориальная доска Приволочь Цирк шапито | Читают и пересказывают | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рефлексия | «+», «-» | Учащиеся используют стикеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Дом.работа | 1. Домашнее задание: §13 (15). 
 
 | 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дополнительная информация | ||
| дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями | 
| 
 | 
 | 
 |